<< 1  2  3  4  5  6  7 >>


Влияние игры в шахматы
на развитие младших школьников

О пользе умения играть в шахматы для младших школьников сказано немало, отметим наиболее важное. Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на свойственные детям каждой возрастной группы возможности и потребности, а также постулат Льва Семеновича Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, - действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентированию на плоскости, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействуют совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др. обучение игре в шахматы в начальной школе способно помочь не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущих в сельских регионах, что особенно важно для сельской малокомплектной школы (ведь для обучения шахматным основам нужно совсем немного – шахматную доску и учебник), приоткроет дорогу к творчеству и детям-инвалидам, и детям с различными функциональными отклонениями, и детям некоммуникабельного вида.

Цель нашей работы:

Развитие личностных качеств младшего школьника посредством игры в шахматы

Были поставлены следующие задачи:

1. Определение роли шахматной игры на развитие личности ребенка;
2. Подбор методики обучения игры в шахматы;
3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, памяти, наблюдательности, внимания, расширение кругозора;
4. Формирование таких качеств личности, как настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах, стойкий характер.
5. Определение критериев результативности обучения игры в шахматы.

Начальная школа нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления у детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой.

В качестве такого предмета в начальной школе могут быть использованы и уже используются шахматы. Достоинство и преимущество шахмат перед другими предметами как модели для изучения на шахматном материале некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе именно в том, что это интеллектуальная игра Шахматы энергично внедряются в школах за рубежом, например, в США, Испании, Венгрии, Италии, Голландии, Швеции, Израиле, Аргентине, Мексике, Исландии, Бразилии, Канаде, Индии, Венгрии, Молдове и т.д. В Индии, например, по данным РШФ, шахматы в школе изучают около 2 млн. школьников. И неслучайно 2005 год был объявлен международной шахматной федерацией (ФИДЕ) годом школьных шахмат в мире. Они уже являются факультативным, а в некоторых школах и обязательным курсом и в России, и в других странах.

Главный резерв повышения качества преподавания в шахмат – это совершенствование научно-методического обеспечения процесса обучения этому предмету. К сожалению, научные исследования в этой области ведутся малыми силами, разрозненно, и педагогический потенциал предмета реализуется недостаточно полно…Видимо, аналогично обстоят дела и за рубежом, так как Игнасио Леонг, ответственный секретарь шахматной федерации Сингапура, внесший большой вклад в программу «Шахматы в школе» в Венесуэле, считает, что «необходимы более углубленные исследования в программе «Шахматы в школе» и разработка соответствующих пакетов для распространения по всем национальным детским образовательным учреждениям».

Принципы построения содержания

1. Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Шахматы же для детей младшего возраста подразумевают не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Шахматы – школьный и дошкольный предмет, включающий науку, искусство, но не спорт. С этой точки зрения шахматы рассматриваются как четко структурированная система постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.

2. В основе разработанных для начальной школы учебно-методических комплектах (для учителей с минимальной шахматной подготовкой) тезис о достаточно длительном «доматовом периоде» при обучении в общеобразовательной школе, который детально не отрабатывается в традиционных подходах.

3. Шахматы в школе должны стать здоровьесберегающим предметом, первый год без проигравших. Суть – в курсе обучения запланирована масштабная система мини-сеансов одновременной игры, учитель против учеников. Разыгрываются положения, изначально выигрышные для детей. Ребенок выиграл, учитель проиграл, но и он в выигрыше, потому, что научил! Шахматы без проигравших! Вот что нужно для школы.

4. Разработанные Игорем Сухиным, старшим научным сотрудником Института теории и истории педагогики Российской академии образования, членом Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, дидактические задания и игры позволяют создать добротную начальную элементарную базу не только для начальных уроков шахмат, но и для ДЮСШ.

С целью развития логического мышления детей, нравственно-волевой сферы личности было решено ввести в обучение детей начальной школы АСОШ№2 урок «Шахматы». Мы воспользовались «Программами образовательных учреждений начальных классов». В них предложен факультативный курс «Шахматы – школе» автора И.Г.Сухина. Проблемой явилась отсутствие учебной и методической литературы, дополнительных пособий, контрольно-измерительного материала. В течение двух лет был собран достаточный материал для проведения уроков, составлена программа, в данный момент идет разработка тестов для проверки усвоения знаний. Программа адаптирована на основе факультативного курса «Шахматы - школе» авторов И. Г. Сухина, опыта работы В. В. Гришина, учебников и рабочих тетрадей В. Косторова, Дж. Давлетова.

При этом опирались на следующее:

  • акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий;
  • планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей;
  • применение нестандартных дидактических, игр, викторин, ребусов, загадок, шарад, метаграмм, занимательных заданий;
  • инсценировка оригинальных шахматных сказок;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

    После двух лет обучения игре в шахматы мы провели психологическое исследование учеников 3 «А» (играющих) и 3 «Б» (неиграющих) классов. Применили методику «Кубики» из книги Н.Козлова «Практическая психология для родителей» с целью сравнения развитости пространственного восприятия у учащихся играющих и неиграющих в шахматы. Результаты показали значительно развитое пространственное восприятие у учащихся, играющих в шахматы.

    Для определения продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания у детей мы использовали методику «Матрица с кольцами Ландольта» из книги «Психологии» Р.С. Немова. Очень высокий уровень оказался у 3 детей, хорошо играющих в шахматы, высокий у 5 детей, средний у 9-ти, низкий у 3-их детей (двое из них учатся играть в шахматы недавно), очень низкий уровень не показал никто. Обследование проводилось с обучаемыми в шахматы детьми, в 3»А» и 4 классах. Можно сделать вывод о влиянии шахмат на развитие наглядно-образного мышления, а также волевой сферы.

    О развитии мотивационной сферы можно судить по данным анкетирования, проведенного в конце второго года обучения среди тех же детей. В заключении можно сказать, что, именно начальная школа обеспечивает становление личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Все это требует новых, подчас нетрадиционных методов и форм обучения, введения в учебную сетку новых учебных предметов. Обучение игре в шахматы, использование шахмат как средств обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.


    << 1  2  3  4  5  6  7 >>

    Советуем прочитать:

    I-й Республиканский Конгресс по шахматам "ШАХМАТЫ и ШКОЛА"




  • Используются технологии uCoz